НР МОБУ "ПСОШ №2"
гп. Пойковский
  • Образовательные стандарты и требования

    Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 № 273-ФЗ

    Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) – это совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.

    Федеральные государственные образовательные стандарты обеспечивают:

    • единство образовательного пространства Российской Федерации;
    • преемственность основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования.

    Каждый стандарт включает 3 вида требований:

    1. требования к структуре основных образовательных программ, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объёму, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса;
    2. требования к условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;
    3. требования к результатам освоения основных образовательных программ.

    Основные отличительные особенности ФГОС

    Новые подходы к определению  стратегических целей стандартов:

    Обеспечение развития системы образования, повышения качества образования в условиях изменяющихся запросов личности и семьи, ожиданий общества и требований государства в сфере образования.

    Стратегические задачи разработки  стандартов:

    • Обеспечение социальной консолидации общества.
    • Обеспечение конкурентоспособности личности, общества и государства.
    • Обеспечение безопасности личности, общества и государства.
    • Реализация и обеспечение смены ценностных установок образования: от освоения предметов к развитию личности.
    • Организационно-экономическая модернизация образования, обеспечивающая реализацию стандартов.

    Ценностные ориентиры системы общего образования, реализуемые в стандарте:

    • гражданская идентичность как ключевой компонент российской идентичности;
    • идеалы ценностей гражданского общества, в том числе ценностей человеческой жизни, семейные ценности, трудовая этика и пр.;
    • патриотизм, основанный на принципах гражданской ответственности и диалога культур;
    • ценности личной, социальной и государственной безопасности;
    • национальное согласие по основным этапам становления и развития общества и государства.

    Инновационные функции стандарта:

    • Инструмент обеспечения баланса целей личности, общества и государства в образовании.
    • Инструмент формирования социального доверия,    общественного согласия и гражданской консолидации.
    • Инструмент реализации государственной политики в сфере образования.
    • Обеспечение равных возможностей получения качественного образования.
    • Обеспечение преемственности всех основных образовательных программ.
    • Содействие сохранению и развитию культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации.
    • Обеспечение единства образовательного пространства страны
    • Формирование критериальной оценки результатов освоения основной образовательной программы.

    Федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования включают в свою структуру требования к условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям и результатам освоения основных образовательных программ, тем самым государство создает гарантии качества образования, единые на всей территории Российской Федерации.

    В сфере общего образования федеральный государственный образовательный стандарт устанавливает требования к личностным, метапредметным, предметным результатам освоения обучающимися основной образовательной программы общего образования.

    Законом «Об образовании в РФ» предусматривается инклюзивное образование, следствием этого выступает закрепление в федеральных государственных образовательных стандартах специальных требований в целях обеспечения реализации права на образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Такие требования предусматривают все федеральные государственные образовательные стандарты общего образования.

    От уровня к уровню меняется соотношение обязательной части образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса:

    Обязательная часть основной образовательной программы составляет:

    Начальная школа — 80 %
    Основная школа — 70%
    Средняя школа – 60 %

    Часть, формируемая участниками образовательного процесса  от общего объёма основной образовательной программы:

    Начальная школа — 20 %
    Основная школа — 30%
    Средняя школа – 40 %

    В НР МОБУ "ПСОШ №2" реализуются следующие федеральные государственные образовательные стандарты:

    ФГОС образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья:

    Обновленный ФГОС с 01.09.2022

    УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!

    С 1 сентября 2022 года начнут действовать обновленные ФГОС в каждой школе.

    Первыми по ним начнут обучение учащиеся с 1 по 9 класс.

    Их введение связано, в первую очередь, с уточнением образовательных результатов. Образовательные результаты конкретизированы и приведены в соответствие с требованиями времени. Понимание, применение и функциональность – вот три отличительные характеристики новой редакции образовательных результатов обновлённых ФГОС. Акцент ставится на развитие способности обучающихся применять предметные знания и умения не только при решении учебных задач, но в ситуациях, приближенных к реальной жизни.

    Обновлённая редакция ФГОС сохраняет и фиксирует принципы вариативности в формировании общеобразовательными организациями программ начального общего и основного общего образования, а также учёта интересов и возможностей как образовательных организаций, так и их учащихся. 

    Именно с 1 сентября 2022 года начнут действовать ФГОС в каждой общеобразовательной организации, а обучающиеся, которые будут приняты на обучение в первые и пятые классы в 2022 году, будут учиться уже по обновленным ФГОС. Для несовершеннолетних обучающихся, зачисленных на обучение до вступления в силу настоящих приказов, возможно обучение по обновленным ФГОС с согласия их родителей (законных представителей). 

    В обновлённых ФГОС сформулированы максимально конкретные требования к предметам всей школьной программы соответствующего уровня, позволяющие ответить на вопросы: что конкретно школьник будет знать, чем овладеет и что освоит. Обновлённые ФГОС также обеспечивают личностное развитие учащихся, включая гражданское, патриотическое, духовно-нравственное, эстетическое, физическое, трудовое, экологическое воспитание. 

    Детализация и конкретизация требований к результатам образовательной программы, зафиксированные на уровне ФГОС, работают на повышение прозрачности образовательной деятельности школы. Общедоступный нормативный документ даёт ответ на вопрос о том, чему должна учить современная российская школа. Таким образом, создается единая содержательная основа для обеспечения качества реализации общеобразовательных программ, в том числе с включением в этот процесс заинтересованного родительского сообщества. 

    Стандарты также содержат детализированные и конкретизированные личностные результаты, на формирование и совершенствование которых должна быть направлена рабочая программа воспитания. 

    Обновлённые ФГОС описывают систему требований к условиям реализации общеобразовательных программ, соблюдение которых обеспечивает равенство возможностей получения качественного образования для всех детей независимо от места жительства и дохода семьи. Благодаря новым стандартам школьники получат больше возможностей для того, чтобы заниматься наукой, проводить исследования, используя передовое оборудование. 

    В документе закрепляется инклюзивный характер образовательной среды и содержится требование к обеспечению полноценного доступа к инфраструктуре школы детей с ограниченными возможностями здоровья. 

    Следует отметить, что основой разработки содержания образования стали утверждённые концепции преподавания предметов, разработка которых велась в течение последних лет.

    Расширена вариативность выбора. Наряду с привычными механизмами вариативности у школы появляется возможность разрабатывать и реализовывать программы углубленного изучения отдельных предметов (математики, информатики, физики, химии и биологии). Одним из инструментов вариативности выступает и организация проектной деятельности учащихся в сфере их интересов.

    В программах по предметам будет заложена возможность использования электронных и цифровых образовательных ресурсов по каждой теме.

    Обновлённые ФГОС описывают систему требований к условиям реализации общеобразовательных программ, соблюдение которых обеспечивает равенство возможностей получения качественного образования для всех детей независимо от места жительства и дохода семьи.

    Претерпевают изменения и требования к оснащению кабинетов по отдельным предметным областям. В частности, кабинеты естественнонаучного цикла нужно будет оборудовать комплектами специального лабораторного оборудования, которые позволят справиться с задачей формирования образовательных результатов на функциональном уровне.

    В новом стандарте уделено внимание в т. ч. финансовой грамотности учеников, совершенствованию обучения на фоне развития информационных технологий.

    Изменения в воспитательной работе школ связаны с введением рабочей программы воспитания, которая уже реализуется с 2021 года. Основная идея данной программы – это воспитание посредством событийных и ценностно наполненных воспитательных мероприятий, разрабатываемых совместно учителями и учениками, развитие механизмов соуправления, сообществ ребят.

    Предполагается:

    1. Уменьшение объема академических часов и организация обучения в режиме 5-дневной учебной недели.

    2. Исключение из состава обязательных учебных предметов второго иностранного языка.

    3. Вариативность возможности изучения родного (русского) языка и родной (русской) литературы.

    4. Более конкретные и единые требования к результатам обучения обеспечат системное и гармоничное развитие личности обучающегося, освоение им знаний, компетенций, необходимых как для жизни в современном обществе, так и для успешного обучения на следующем уровне образования, а также в течение жизни.

    Министерство просвещения РФ утвердило новые ФГОС начального и основного общего образования.

    Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 №286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (Зарегистрирован 05.07.2021 № 64100)

    Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 №287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (Зарегистрирован 05.07.2021 № 64101)

    Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 12.08.2022 №732 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 r. № 413" (Зарегистрирован 12.09.2022 № 70034)

    Письмо Министерства Просвещения Российской Федерации от 31.08.2021 года №03-1420 "Об изучении учебного предмета "Второй иностранный язык""

    Письмо Министерства Просвещения Российской Федерации от 11.11.2021 года № 03-189 "Об обеспечении учебными изданиями (учебниками и учебными пособиями) обучающихся в 2022/23 учебному году"

    Приказ Министрества Просвещения Российской Федерации от 02.08.2022 года № 653 "Об утверждении федерального перечня электронных образовательных ресурсов, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования" (Зарегистрирован 29.08.2022 года №69822)

    Приказ Министрества Просвещения Российской Федерации от 16.11.2022 года № 992 "Об утверждении федеральной образовательной программы начального общего образования " (Зарегистрирован 22.12.2022 года №71762)

    Приказ Министрества Просвещения Российской Федерации от 16.11.2022 года № 993 "Об утверждении федеральной образовательной программы основного общего образования " (Зарегистрирован 22.12.2022 года №71764)

    Приказ Министрества Просвещения Российской Федерации от 23.11.2022 года № 1014 "Об утверждении федеральной образовательной программы среднего общего образования " (Зарегистрирован 22.12.2022 года №71763)

    Документы

    Документы по ФГОС

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie